1 ИЮНЯ 2005 г.


После просмотра спектакля театра «Скампа» (Эльбасан, Албания) «Полет» по пьесе румынского драматурга Дору Мотока (режиссер Адонис Филипи) в буфете Театра на Перовской состоялось зрительское обсуждение.

Обсуждали сразу два спектакля — просмотренный вчера «Ночь Гельвера» Ингмара Вилкиста (режиссер В. Петрович, «Могилевский областной драматический театр», Могилев, Беларусь) и работу албанцев.
Зрители в основном согласились, что, во-первых, это драматургия высокого класса, а во-вторых, дуэт актеров (Гельвер — Глеб Богаевский, Она — Евгения Белоцерковская) работал просто изумительно.
Немного о сюжете спектакля. Промышленный городок где-то в Европе. На улицах — разъяренные фашиствующие толпы (а может, это и не фашисты вовсе, а социалисты какие-нибудь — автор специально не уточняет). Везде — погромы, «бьют сволочей». И вот живет в этом городе женщина по имени Клара, которая наверняка станет жертвой ближайшего погрома. А вместе с ней живет умственно неполноценный юноша Гельвер. История этих двух людей, история их взаимоотношений — вот о чем эта пьеса. В финале, видя, что другого выхода нет, и ни себя, ни Гельвера ей не спасти, Клара заставляет юношу выпить все таблетки (какие — не уточняется, но видимо что-то сильнодействующее) и он умирает у нее на руках.
Мнения зрителей разделились. Очень похвально все отзывались об игре Глеба, неоднократно было сказано, что пьеса очень сильная. Но говорили и что и пьеса холодная, и игра актеров излишне рассудочная, не затрагивает. Что ж, каждому свое┘

После этого обсуждали работу, показанную театром «Скампа».
Пьеса шла на албанском языке. На сцене — только двое действующих лиц (у автора обозначенные как, А и Б, актеры Niko Kanxheri и Alfred Trebicka). И эти двое ведут диалог. Парадоксально, но языковой барьер не стал непреодолимым препятствием — так точна и поразительно доходчива была игра актеров. Спектакль — о том, что люди хотят вырваться из клетки (которая обозначена и декорациями, но очень легко и ненавязчиво) и полететь. И в конце концов один, который является то ли вторым Я, то ли внутренним Богом, то ли внутренним сатаной другого, доказывает: хочешь полететь — лети! И они летят.
Есть в спектакле и третий персонаж — девочка со скрипкой (актриса Rina Narazani). Она возникает из зала, извне клетки, и мягко входит в ткань действия. Спектакль наполнен красивыми, но очень лаконичными и доходчивыми символами.
На обсуждении зрители попросили только разъяснений относительно двух главных персонажей, поскольку спектакль построен исключительно на диалоге и понять, кто они, без знания языка сложно. Режиссер Адонис Филипе с помощью переводчика пояснил, что это альтернативная драматургия, и персонажи условны. Восхищались виртуозной игрой актеров, их убедительными интонациями и пластикой.
Одним словом, этот спектакль — событие. Надеемся, что и жюри оценит его по достоинству.

В вечерней программе фестиваля был спектакль Театра Русской Драмы «Камерная сцена» «Ангел скорбное понимание» по пьесе В. Москаленко (режиссер М. Щепенко).
Это пьеса конца восьмидесятых годов прошлого века. Под новогоднюю ночь в складском подвале магазина оказываются заперты двое — старик-сторож (заслуженный деятель искусств России Михаил Щепенко) и молодой оболтус-грузчик Васька (заслуженный артист России Аркадий Аверин). И ведут разговор они о вечных ценностях: о чести, достоинстве, честности и чистоте. О Боге. Когда-то давно на месте магазина стоял храм, и старик-сторож был тем сапером, что этот храм взорвал. И вот всей своей дальнейшей безгрешной жизнью он искупает это. А Васька живет по волчьим законам общества. Но в конце и его пробирает осознание Света.
Все было бы хорошо, не будь пьеса так прямолинейно, так однозначно выстроена. Слишком уж пасторальным получился и спектакль, слишком назидательным: ай-яй-яй, не делайте плохо, а то плохо будет!
Но зрителям спектакль в основном понравился. Говорили о том, как нужны в наше время, нашей молодежи такие спектакли. Говорили и о важности самопознания, самоопределения в служении Добру. Вообще же это обсуждение напоминало школьный диспут с щеголяньем знания школьной программы.
Были и интересные моменты. Михаил Щепенко, художественный руководитель и главный режиссер Театра Русской Драмы, исполнитель главной роли в этом спектакле, рассказал, что после премьеры этого спектакля крестилось восемь человек. Вот это действительно великая сила искусства.
Обсуждение закончилось только в одиннадцатом часу — так увлек участников разговор.



Театр на Перовской
© 2012 Театральный фестиваль славянского искусства.