4 ИЮНЯ 2005 г.


На площадке Театра Русской драмы в 15.00 театральное объединение «Провинция» показало спектакль по рассказам Федора Абрамова «Бабилей».
Кажется, за все время фестиваля это был единственный спектакль в двух действиях, с антрактом.
Рассказы Абрамова — о современной жизни русской деревни, о русских женщинах┘ так и хочется добавить — «их нелегкой судьбе». Спектакль был создан в 1987 году. Режиссер, Александр Ерохин, ныне служит Богу в Русской Православной Церкви.
Четыре рассказа — «Старухи», «Материнское сердце», «Из колена Аввакумова» и «Бабилей» — объединены общими героями, точнее, героинями, и Автором — Писателем.
Вечером, на обсуждении, было произнесено множество патетических речей о высокой миссии этого спектакля — вернуть народу его истинные ценности и так далее. И, с другой стороны, говорилось, что это все уже изживший себя материал.
Говорили, что реалистический театр, ярким примером которого является спектакль «Бабилей» — сейчас как раз самое авангардное направление в искусстве.
Говорили, что это все равно получился театр представления, поскольку актеры не переживают того, что пытаются донести до зрителя, особенно это заметно в персонаже Писателя (актер Н. Рябков). Актеры обиделись, а на сказавшего это немедленно посыпались обвинения со всех сторон: «вы ничего не понимаете».
Но говорили и что спектакль выстроен очень нежно, деликатно, в нем нет ничего лишнего, очень хорошо подмечены детали быта, очень трогают душу актрисы. (Лично меня до слез умилили часы с кукушкой, которые шли, и даже кукушка куковала!)
В общем был сделан вывод, что из всех спектаклей «Славянского Венца» этот — самый славянский.

Вечером на основной площадке был показан спектакль Драматического театра Белорусской Армии «Ты помнишь, Алеша» по пьесе Алексея Дударева.
Здесь на обсуждении сыграл свою роль момент чисто политический — Дударев — председатель жюри фестиваля и художественный руководитель театра.
Пьеса эта — о войне. 1941 год, идет немецкое наступление, мы последовательно сдали Минск, Витебск┘ Главный герой — комкор Днепровской дивизии (актер Евгений Никитин) всеми силами пытается хоть немного приостановить наступление. На фоне этих героических событий разворачивается линия любви молоденькой связистки Синцовой к конкуру. Пьеса полна аллюзий на творчество К. Симонова — не только вынесенная в заглавие строка, не только стихи Симонова, которые на протяжении спектакля читают актеры, но налицо и связи с романом «Живые и Мертвые». Фамилия главной героини — Синцова (герой Симонова, как вы помните, носит фамилию Синцов). Сцена с пленным немецким офицером напоминает аналогичную у Симонова.
Нарочно или нет делает это автор? Сам Дударев неоднократно говорил, что идет на такие вещи специально.
Впрочем, зрители не обратили на это внимания.
Только один голос на обсуждении робко сказал, что пьеса эта конъюнктурная. Возмутителя спокойствия укротили немедленно. Кричали, что пьеса гениальная, и мало в наше время таких гениальных пьес. Оценивали очень положительно работу актеров Е. Никитина и А. Размахова (игравшего очень трогательного персонажа, солдата Золотарева).
Е. Никитин рассказал о своей работе над ролью комкора, указывал, что это — редкая в наше время роль настоящего мужчины.
Интерес вызвало выступление директора театра С. Дмитриевой, рассказавшей, что этот театр — единственный, относящийся не к Министерству культуры, а к Министерству обороны.

В общем, пьеса зрителям очень понравилась. А странно.



Театр на Перовской
© 2012 Театральный фестиваль славянского искусства.