ПРЕССА О ФЕСТИВАЛЕ
«СЛАВЯНСКИЙ ВЕНЕЦ»





Елена Антонова
СЛАВЯНСКИЙ ВЕНЕЦ


Чем меньше гармонии в окружающем нас мире, чем больше неразрешимых задач возникает перед каждым отдельным человеком и всей нашей страной, тем чаще слышится «звон фанфар», призывающих к очередному «зрелищу» и «толковищу». Неудивительно, что нынче в Омске настоящий бум разных фестивалей и форумов, от самых серьезных, посвященных анализу проблем, встающих перед человеком XXI века, до «отвлеку» типа «Большого пива», стартовавшего в Лужниках в начале июня в присутствии и при непосредственном участии мэра столицы Юрия Лужкова.

Среди множества разнозначных и разнопредставительных собраний этого года одних только театральных фестивалей столько, что для их перечисления, пожалуй, не хватит и пальцев обеих рук. Конечно, и здесь фестиваль фестивалю ≈ рознь. На одном конце этого ряда ≈ широко поддерживаемые властью, освещаемые массмедиа и спонсируемые мероприятия типа «Золотой маски», которая всерьез претендует на то, что награды, оцениваемые ее жюри, являют собою ежегодные Национальные театральные премии. На другом ≈ проходящие скромно, в чутком внимании аудитории форумы, которые дают возможность воочию знакомиться с вечно молодым, созвучным времени и национальным проблемам искусством театра. К этим последним с полным правом можно отнести и Международный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «Славянский венец», учрежденный по инициативе Омского драматического театра на Перовской в 1995 году и нынче проводимый в шестой раз. «Славянский венец» стал регулярным собранием единомышленников, каждые два года приносящих на суд зрителя свои постановки камерных спектаклей. Главной целью фестиваля является сохранение и развитие славянской культуры во всех касающихся камерного театра и его драматургии аспектах. В наше чреватое разобщенностью славянского мира время важно, что подобные встречи влекут за собой не только взаимное обогащение ее участников творческими наработками и приобретенным опытом, но и упрочение дружеских связей между странами, делегировавшими их.

Нынешний фестиваль «Славянский венец» собрал под свои знамена представителей камерных театров России, Республики Беларусь, Украины, Македонии, Албании. Проходивший в год 60-летия Победы над фашистской Германией, он был этой Победе посвящен, и потому большинство его спектаклей оказались так или иначе связанными с темой Великой войны XX века. В первую очередь это относится к трем созданным по сценариям белорусского драматурга Алексея Дударева постановкам: «Ты помнишь, Алеша┘" (Минск, Драматический театр Белорусской армии, режиссер Марина Дударева), «Не покидай меня┘" (Омский театр на Перовской, режиссер Кирилл Панченко) и «Second-Hand» (Брянский театр драмы имени А. К. Толстого, режиссер Яков Натапов). Первые два спектакля, означенные автором как драматическая баллада, являют нам поступки и чувства солдат войны, от комкора до рядового, в один из тех ее эпизодов, которые формула Цвейга о «звездных часах человечества» характеризует точнее всего. Драматургия обоих этих спектаклей такова, что они потрясают зрителей до спазм в горле. В третьей драме война опосредована спустя много лет после ее победного окончания. В несообразно жестоком постперестроечном времени вдруг, как в кривом зеркале, ясно отразились и изломанные жизни героев войны, и искалеченные судьбы их дочери и внука. Сказать однозначно, кто прав и виноват, невозможно: случившееся ≈ трагедия для всех. И лишь слова Хемингуэя, написанные в 1948 году в предисловии к новому изданию романа «Прощай оружие»: «┘те, кто сражается на войне, самые замечательные люди, и чем ближе к передовой, тем более замечательных людей там встречаешь┘", постоянным рефреном звучавшие во мне, когда на сцене шли драмы Алексея Дударева, ощущались бесспорной истиной. Приятно заключить, что в день закрытия фестиваля Алексею Дудареву исполнилось 55 лет, и в этой связи ему за заслуги в развитии славянской культуры был вручен орден имени Ломоносова.

Самым цельным и гармоничным стал спектакль Драматического театра Белорусской армии «Ты помнишь, Алеша┘", за что он и получил главную премию как лучший спектакль фестиваля. Этому успеху немало способствовала игра артиста Евгения Никитина в ведущей роли Комкора, реабилитированного Сталиным с задачей задержать у стен Могилева рвущегося в блицкриге врага или умереть. Высокий профессионализм, актерское обаяние и поставленный, с богатыми обертонами, глубокий бас заслуженно принесли ему симпатии зрительного зала. К несомненной удаче спектакля следует отнести и целомудренную сдержанность в изображении высоких эмоциональных сцен: никакого форсажа звука или чрезмерного нагнетания страстей, чем так грешат сегодня многие постановки, здесь нет. Приз за лучшую режиссуру получил Кирилл Панченко, главный режиссер Омского театра на Перовской, инициатор фестиваля «Славянский венец», за спектакль «Не покидай меня┘". Приза за лучшую женскую роль удостоен ансамбль из четырех актрис этого театра ≈ Евгении Корницкой, Елены Коровчук, Карины Мишулиной и Екатерины Серебряковой, с таким азартом сыгравших в этом спектакле девчонок из спецразведроты особого назначения, что выделить какую-либо из них жюри не посчитало возможным.

Одно из самых значительных впечатлений от фестиваля связано со спектаклем Могилевского областного драматического театра из Белоруссии, поставленным по пьесе получающего все большую известность в Европе польского драматурга И. Вильквиста «Ночь Гельвера». Действие этой пьесы относится к предвоенным годам, когда нацизм приобретал все большую популярность и учился управлять поведением неорганизованной массы людей не только в Германии, но и в малых государствах Европы. На камерной сцене театра, изображающей жалкую комнатенку, где практически вне социума живут два ущербных и глубоко несчастных человека ≈ умственно отсталый взрослеющий парень и взявшая его из приюта, жертвенно его полюбившая брошенная мужем женщина ≈ нам вдруг открывается такая человечность, такая обоюдная высота лучших человеческих чувств и страстей, о каких не может и помыслить толпа благополучных обывателей, слепо копирующая мысли и дела вожаков нацизма. Это ≈ высокая трагедия. Такой ее задумал автор, поставил режиссер театра Владимир Петрович (это ≈ не отчество, это ≈ фамилия!), сыграли артисты Глеб Богаевский и Евгения Белоцерковская. Тонкая и умная игра Богаевского потрясает. Такая игра невозможна без крупной человеческой личности. По-видимому, таковым же было и мнение жюри, так как приз фестиваля за лучшую мужскую роль был вручен именно этому артисту. Вообще, можно сказать, что VI фестиваль «Славянский венец» прошел под знаком Белоруссии. И не только потому, что первым его драматургом стал Алексей Дударев. Не оттого, что множество заметных спектаклей оказались постановками белорусских театров. Думается, чувство возникло из-за того, что русский дух наиболее силен сейчас не в России, а в Белой Руси ≈ в Белоруссии.

А теперь пришла пора хотя бы кратко сказать о спектакле, в котором исконный русский дух проявляет себя во всей полноте. К сожалению, спектакль никак не был отмечен во вполне, в общем-то, мудрых решениях жюри. А жаль. Поставлен он был еще в 1987 году режиссером Александром Ерохиным, который нынче посвятил себя служению Богу в Русской Православной Церкви, по четырем рассказам Федора Абрамова, написанным про его малую родину, деревню Веркола Архангельской области. В спектакле немало русских народных песен, собранных там же, в Верколе, которые поет актриса Татьяна Чернецова. Названный по имени одного рассказа Абрамова ≈ «Бабилей», бережно сохранивший крестьянскую культуру русского Севера, который всегда был почвой большинства русских народных песен, преданий, былин, спектакль воссоздан в первозданном виде театральным содружеством «Провинция». И это ≈ не этнография, не музейная реставрация, а живая театральная постановка, использующая традиции русской психологической игры, национальной стилистики, крестьянских праздников и посиделок. Она трогает сердце и пробуждает в нас нечто родное, но сильно забытое. Если из больших городов исчезнет даже та малая капля крестьянской культуры, которую несут писатели-деревенщики, подобные «Провинции» театры, немногочисленные собиратели и певцы народных песен, мы никогда уже не будем иметь полноценного будущего, ибо наши корни отомрут и зачахнут без живительных соков родной почвы.

* * *


Несмотря на камерный характер представленных спектаклей, V. I. Международный фестиваль «Славянский венец» оказался отнюдь не камерным по своим результатам. Масштаб настоящей статьи не позволяет рассказать обо всех сколько-нибудь значительных постановках. Упомяну лишь о некоторых из них, которые по тем или иным причинам оказались интересными лично мне. Среди них ≈ символический, как и все у Славомира Мрожика, трагифарс «Вдовы» в постановке и сценографии Андрея Крючкова, который, кстати, тоже отмечен призом фестиваля. Новым и также весьма интересным стал для меня спектакль «Прощай Моцарт или сны Сальери┘", поставленный по мотивам «Моцарта и Сальери» Пушкина Киевским театром пластической драмы на Печерске. В нем средствами пластики, пантомимы и музыки пытаются дать некий новый, отличный от классического балета, образ того, что возникает в сознании, когда мы читаем Пушкина, слышим Моцарта, Равеля, Пярта, Канчелли. Что ж, чем больше искусств хороших и разных, тем лучше.

И в заключение воздадим Богу Славу. Несмотря на все политические катаклизмы, славянский мир жив, по-прежнему талантлив и продолжает с надеждой взирать на будущее. Именно об этом говорят итоги завершенного фестиваля «Славянский венец».



Театр на Перовской
© 2012 Театральный фестиваль славянского искусства.